Вечерняя и заочное форма обучения, что лучше?

Еще пару лет назад, на вечернем (очно-заочном) или заочном отделении в основном учились люди взрослые. Среди них были те, кто хотел «проскочить» в вуз до существовавшего тогда 35-летнего порога, парни, отслужившие в армии, реже — школьные «хорошисты», провалившие экзамен на дневное. Заочно учились в основном при необходимости повысить квалификацию.

Целью учебы в вузе был не диплом сам по себе, а полученная профессия, а точнее, квалификация, о которой этот диплом свидетельствует. Регалии вуза имеют значение, но важнее всего — практические навыки и умения в той области, где вы собирается работать. Приобрести их еще в студенческие годы гораздо легче, если вы учитесь на вечернем или заочном отделении. К тому же, когда работодатель в резюме вчерашнего выпускника видит заполненной строку «опыт работы», то его уже гораздо меньше волнует форма обучения. В наше время и «вечерка», и «заочка» сильно помолодели. И все чаще на форумах абитуриентов и студентов обсуждают плюсы этих форм образования.

Совмещение работы и учебы

Естественно, не по всем специальностям можно найти работу с первого курса, но трудовой стаж и опыт работы даже в смежных областях становится для выпускника вечернего или заочного отделения большим преимуществом перед дневником, который проходит только студенческую практику.

Как рассказывают студенты 4 курса заочного отделения журфака: те же знания, что можно бы получать на дневных лекциях и семинарах, наставник на работе дает за 3-4 часа наглядной демонстрации. К примеру, такой предмет, как техника СМИ изучается на журфаке несколько лет. А на радио за 2 часа показали и объяснили, как делать монтаж и готовить репортаж к эфиру. С такой практикой, к более зрелому возрасту можно понять какая сфера больше подходит. За 5 лет одной учебы можно вообще разочароваться в выбранной профессии и только зря потратить свое время.

С этой точки зрения, у заочников больше всего преимуществ. Они могут легко подстраивать учебу под работу, в то время, как обучение на вечернем все-таки привязывает рабочий график студента к расписанию лекций и семинаров, больше времени на подготовку контрольных, курсовых и т.д. И, если заочник может себе позволить полную занятость, то на долю вечерников остается или неполный рабочий день, что невыгодно работодателю, или работу со сменным графиком, что приводит к потерям в заработной плате.

К примеру, студенты Российского заочного институт текстильной и легкой промышленности могут учиться дистанционно, работая на швейных фабриках даже в Китае и Юго-Восточной Азии (такие специалисты со знанием английского языка и технологий швейного и трикотажного производства сейчас остро востребованы сетевыми марками магазинов — таких, как Savage, Oggi, BeFree, Finn Flare и др.). Сейчас многие российские компании выполняют дизайн одежды и ее распространение, а отшивают свою продукцию в Китае на десятках фабрик. Они постоянно ищут технологов, готовых контролировать производство там, выявлять процент брака на разных фабриках, отслеживать соблюдение технологий. Одним словом, контролировать качество продукции. Технологи легкой промышленности сейчас нужны и российским предприятиям: обычно их зарплата составляет 35-40 тыс руб (для сравнения: если человек готов к продолжительным командировкам в Китай — 45-70 тыс руб).

В кризис многие выпускники вузов остались не у дел. Тех, кто использовал возможность совмещения учебы с работой и к моменту выпуска имеет стаж 2-3 года и реалистичные зарплатные ожидания, берут гораздо охотнее, чем вчерашних студентов без опыта, но с большими финансовыми притязаниями.

Вечернее образование требует регулярного посещения лекций подготовку курсовых и домашних заданий, оно, возможно, выглядит более «полновесным». Но и заочное образование может хорошо восприниматься в том случае, если студент действительно не имел возможности учиться иначе, по разным причинам.

На работу спозаранку.

Взрослый, т.е. отвечающий за себя и свои действия человек — гораздо более ценен работодателю, чем незрелый и зависимый от мнений и действий окружающих инфантил, которого нужно воспитывать и приучать к самостоятельности. Начиная трудовую деятельность в 17-18 лет, помимо освоения профессии на практике, вырабатывает полезную привычку к самостоятельности. Работающий студент быстро понимает, «что почем», и начинает рассчитывать преимущественно на себя самого, без оглядки на родителей. Даже скромная на первых порах зарплата помогает избавляться от желания подольше посидеть на родительской шее. Так же он более правильно распределяет время между подготовкой домашних заданий и работой, некоторые студенты да бы облегчить свои будни заказывают курсовые, контрольные. и другие виды работ в специализированых фирмах таких как Делфи.

Свобода выбора

Студенты-вечерники имеют тот же учебный план, что и дневное отделение, только годовое количество часов по предметам сокращено, и отсутствуют занятия по физической культуре, обязательные для «дневников». Заочники же нередко и вовсе учатся по индивидуальному учебному плану, беря по минимуму те предметы и дисциплины, которые считают для себя лишними и налегая на те, что являются профильными. При этом, ни заочников, ни вечерников никто не ограничивает в возможности посещать интересные им семинары потока или лекции преподавателей, которые больше нравятся или лучше объясняют материал.

Кроме того, существует возможность перевода как с вечернего на заочное или дистанционное, так и с заочного на вечернее отделение, что существенно проще, чем перейти с вечернего или заочного на дневное.

Хотя такой график учебы предполагает большую нагрузку и высокую личную ответственность. Но в вузах любят тех, кто демонстрирует способность учиться самостоятельно, им чаще готовы идти навстречу и оказывать поддержку в решении различных вопросов. Таким образом, заочник и вечерник могут окончить вуз экстерном, за меньшее количество лет, в зависимости от желания получить степень бакалавра или магистра.

Что же лучше?

В основном, вечернее или заочное отделения самостоятельно выбирают те, кто видит в такой форме получения образования больше возможностей, чем трудностей. Но и трудностей своих здесь хватает.

График учебы очно-заочных групп предполагает начало занятий в 17-18 часов и их окончание в 21-22 часа в зависимости от вуза и курса. Т.е работающий вечерник после работы должен еще и отучиться несколько часов кряду. Заочники же часто учатся и по будням (1 лекция в день), и по субботам (лекции, семинары) — и это после полной рабочей недели.

Иногородним вечерникам приходится самим заботиться о том, где жить на время обучения. Аренда 1-комнатной квартиры в Москве или ближнем Подмосковье по самым скромным расценкам  —  это 18-25 тысяч рублей в месяц, комнаты  — от 8 до 18 тысяч рублей.

Вечерники и заочники не имеют прав на стипендию, и даже на льготный проезд в транспорте. Когда студенты-вечерники вузов Петербурга попытались года четыре назад выяснить, почему в отношении них допущена подобная несправедливость, из Министерства Образования пришел ответ: «вы уже работаете и вам не положено». Кроме того, студенты этих форм обучения не могут толком воспользоваться инфраструктурой вуза, которая не предусматривает, что для вечернего потока обучение продолжается и после семи-восьми вечера — времени закрытия столовой, раздевалок, библиотеки, а для заочников — в официальные выходные. Выходит, что студенты вечерних и заочных отделений до сих пор оказываются в положении «учащихся второго сорта». Хотя в некоторых вузах им все-таки идут навстречу, увеличивая время работы тех же библиотек и буфетов.

Есть вузы, где учащихся, претендующих на получение бюджетных мест, ограничивают в возможности подавать документы и на дневное, и на вечернее отделения. Если абитуриент не добрал баллы на дневное, то он может попасть на вечернее только за плату, да и то — при наличии свободных мест. Заочное практически везде — платное, но его стоимость существенно ниже платного дневного и вечернего.

И, конечно, вечерка и заочное не подходят тем, кто хочет официально «откосить» от армии — такую возможность дает только очное обучение.

И все же, невзирая на перечисленные трудности, большой процент абитуриентов делает сознательный выбор в пользу очно-заочной и заочной форм образования, благо, наличие интернет-технологий и доступность практически любой информации в сети облегчают нелегкий процесс усвоения знаний. А навыки действительно проще и эффективнее наработать там, где есть реальная практика и наставничество в будущей профессии.

Заочное отделение больше подходит тем, у кого хватает мотивации и самодисциплины, чтобы самостоятельно планировать свою учебу, ходить на занятия и работать. Вечернее отделение — тем, кому требуется контроль со стороны преподавателей, но у кого хватает при этом сил и энергии совмещать и работу, и полный курс учебы. Помочь в обучении сможет фирма Делфи.

Контакты
Телефоны:
+7(901)241-71-47
+7(950)424-80-03
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 - Мы вконтакте

Создание сайтов FoxUnion